Генеральный директор компании Event Make Клара Ермакова рассказала Rabota.ru об особенностях профессии ивент-менеджера в сфере организации деловых мероприятий.

Клара Ермакова

Многие кандидаты думают, что профессия event-менеджер — это праздник каждый день: «я буду придумывать сценарии деловых мероприятий и общаться с яркими, веселыми людьми», «буду развлекаться и получать за это деньги». 
На собеседовании приходится спускать кандидатов «с небес на землю». Я всегда говорю, что мы, как саперы, ошибаемся один раз. Если в ресторане повар пересолил суп, он может предложить другое блюдо, и гость останется доволен. Руководство любого делового ивент-агентства не может сказать 250 участникам «приходите завтра, мы все переделаем». Ивент — это работа, а не развлечение.

Как мы проводим собеседования 
Первые собеседования — групповые. Мы оцениваем группы из 5 человек. 
Первый фильтр — пунктуальность кандидатов: смотрим, кто опоздал на встречу, кто пришел заблаговременно. В ивенте время играет важную роль.
Затем проводим психологическое тестирование и определяем, в какой роли человеку комфортно: он — коммуникатор, специалист, менеджер или предприниматель. Предпочтение отдаем коммуникаторам. 
Далее проводим тестирование на умение выполнять инструкции, работать с CRM (даем короткие задания на внесение данных в программу). 
На заключительном этапе просим решить еще один кейс: выдаем кандидатам короткие рассказы Зощенко и просим презентовать. Моделируем ситуацию, будто автор пришел в редакцию, и ему нужно убедить редакционный совет опубликовать «свой» рассказ. Так мы проверяем умение презентовать товар или услугу. Сначала кандидаты составляют презентацию в письменном виде, а потом выступают устно. 
На втором собеседовании общаемся индивидуально с понравившимися кандидатами — задаем уточняющие вопросы, знакомим с должностными обязанностями, конкретными условиями, мотивацией. Озвучиваем наши ожидания от кандидата: умение вести телефонные и личные переговоры, выстраивать процессное управление.

Первый месяц в компании — стажировка. Мы учим стажеров навыкам продаж, основам маркетинга, рассказываем о специфике «нашего продукта», учим взаимодействовать с подрядчиками, контролировать их работу.

 

Какие навыки важны в ивенте 
Деловой ивент — специфичная сфера, и многие агентства готовят людей под себя. Мы затачиваем наших менеджеров на получение дохода, учим генерировать прибыль, отдавая предпочтение организации крупных проектов, деловых выставок, бизнес-форумов. 
Нам не важна предыдущая сфера работы и образование человека — мы всему научим. 
Что действительно важно:

  • эмпатия: умение предвидеть и сглаживать конфликты, найти подход к разным людям, разрешать форс-мажорные ситуации;
  • коммуникация — необходимый навык в деловом ивенте (приглашение клиентов на мероприятия, продажа спонсорских пакетов, переговоры с площадками и подрядчиками);
  • дисциплина. На этом пункте многие «ломаются». Как правило, творческие люди любят спать до обеда и работать ночами. Для делового ивента этот вариант не подходит;
  • умение работать в условиях жесткого тайминга — важно четко соблюдать дедлайны;
  • ответственность. Одна ошибка может стоить компании репутации.

Отдельно выделю стрессоустойчивость. Организация мероприятий — всегда стресс, ни одно из агентств не застраховано от неожиданных ситуаций.
Кроме того, любое деловое мероприятие делится по зонам ответственности — работа с участниками мероприятия; с партнерами, со спикерами; с подрядчиками; PR — выстраивание взаимодействия с фотографами и приглашенными СМИ. В экстренной ситуации каждый менеджер должен принимать самостоятельные решения в своей зоне.
Кейс 1. На одном из наших мероприятий произошел перепад напряжения, и в основном зале отключилось электричество. Наш менеджер не растерялся, оперативно связался с техперсоналом площадки и решил вопрос.
Кейс 2. Другой интересный пример — самолет из Москвы задержали в связи с погодными условиями, и заявленный спикер не смог прилететь на мероприятие. Команда договорилась с VIP-залом аэропорта Домодедово и провела онлайн-трансляцию выступления эксперта. 
Кейс 3. За 10 минут до начала мероприятия пришла основная масса участников. В гардеробе скопилась большая очередь. Менеджер должен был ликвидировать эту очередь, чтобы у участников не возникло ощущение томительного ожидания. Чтобы решить вопрос, менеджер прислал на помощь гардеробщику волонтера.
Кейс 4. Журналистке одного издания надо было одновременно посетить два мероприятия — наше и стороннюю пресс-конференцию. Менеджер, ответственный за работу со СМИ, взяла диктофон журналистки и записала все выступления экспертов. По итогам события у журналиста были аудиозаписи всех выступлений, дополнительно мы подготовили список всех участников с очередностью выступлений.

Карьера и доходы в ивент
Ивент — сфера молодых и динамичных. Люди старшего возраста стремятся к большей стабильности и спокойствию, а наша сфера энергозатратная и динамичная, предполагает командировки и ненормированный рабочий день. Семейным людям сложнее выстраивать карьеру. Средний возраст ивент-менеджера — 23−27 лет, но исключения, конечно, есть.
Как правило, ивент-компании небольшие — от 5 до 30 человек. Успех сотрудника или его нежелание работать видны сразу. Карьера может строиться от помощника ивент-менеджера до директора компании. 
Средняя зарплата ивент-менеджера соответствует зарплате среднего менеджера по продажам по рынку. В Нижнем Новгороде эта сумма составляет 25−30 тысяч рублей — оклад вместе с процентами. На руководящих должностях зарплата выше. 
По моему опыту, в Нижнем Новгороде руководитель отдела или же всего ивент-агентства может получать 80−150 тысяч рублей в месяц.

 Беседовала Мария Сипатова, Работа.ру