"Территория Успеха". Нижний Новгород

25 ноября Нижний Новгород вновь стал центром деловых событий. Конференция «Практика и технологии роста в бизнесе» собрала на своей площадке рекордное чаисло участников - более 300 предпринимателей и руководителей предприятий малого бизнеса. Уже четвертый год такие конференции проходят в крупных городах Волго-Вятского региона благодаря инициативе и поддержке Сбербанка России в сотрудничестве с компанией EVENT MAKE, обладающей богатым опытом в проведении деловых мероприятий. В этом году участники вновь встретились с экспертами-практиками бизнеса федерального уровня.

ОАО "Сбербанк России" на конференции представил Заместитель управляющего Головным отделением по Нижегородской области Волго-Вятского банка ОАО "Сбербанк России" Евстигнеев Всеволод Владимирович. ОАО "Сбербанк России" - крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого приходится около 30% активов российской банковской системы и насчитывающий около 240 тысяч сотрудников. 

Главное правило Сбербанка – «все для клиента» - определяет основные элементы стратегии корпоративного блока: понимание клиента, новые сервисные модели, эффективные каналы, лучшие продукты, инновационные сервисы и командная работа сотрудников. «Главная задача в сегменте Малый- и Микро Бизнес, - говорит Всеволод Евстигнеев, – стать основным банком-партнером малого бизнеса в стране. Мы хотим, чтобы клиенты выбирали нас, так как наши продукты и финансовые решения наиболее понятны, удобны и выгодны, лучше всего соответствуют потребностям на каждой стадии развития их бизнеса». Представитель Сбербанка также рассказал участникам о новых продуктах, среди которых банковская гарантия – наиболее эффективный способ обеспечения исполнения обязательств. С продуктом «Бизнес-Гарантия» Сбербанка России можно получить средства на дополнительное обеспечение исполнения вашей компанией обязательств по сделке в виде гарантий Сбербанка. Также среди нововведений - финансирование на исполнение государственного контракта до 70% от общей суммы заказа. Существенным преимуществом в этом случае является быстрый срок рассмотрения кредитной заявки — до 3-5 рабочих дней. Всеволод Евстигнеев презентовал участникам Турне удобство e-invoicing - универсальной системы электронного документооборота, с помощью которой можно решать бизнес-задачи вне зависимости от расстояния между контрагентами, масштабов бизнеса и вида деятельности. E-invoicing позволяет практически полностью отказаться от бумажного документооборота. Качественный сервис – визитная карточка Сбербанка. Помимо того, что за каждым клиентом банка закреплен личный менеджер, существуют также Центры развития бизнеса (ЦРБ)  - специализированные подразделения банка, осуществляющие комплексное обслуживание сегментов микро- и малого бизнеса, включая  широкий перечень дополнительных нефинансовых услуг. В перечень таких услуг входит проведение регулярных обучающих мероприятий, предоставление комплексных услуг партнеров, обеспечение инфраструктуры для проведения деловых встреч, переговоров и презентаций. Коме того, совместно с правительством Нижегородской области на базе ЦРБ уже открываются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных  услуг, где каждый клиент сможет получить такие услуги, как государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве ИП, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, прием уведомлений о начале предпринимательской деятельности.

Перед участниками конференции выступил Михаил Хазин, известный российский экономист и публицист. Эксперт затронул чрезвычайно актуальную для предпринимателей тему кризиса. Михаил рассказал об истоках кризиса, рисках и возможностях, сопоставив текущую экономическую ситуацию с кризисами прошлых лет. Одной из причин кризиса Михаил считает отсутствие иностранных инвестиций. Из-за низкой локализации и роста валютных кредитов, снижения цен на нефть и сокращения объемов продаж нефти, обнаружилось, что Россия не может принять новые инвестиции, так как свободных валютных средств хватает только на то, чтобы возвращать сделанные ранее инвестиции. Иными словами, инвестиционный процесс стал для инвесторов невыгоден. В результате, в конце 2012 года начался экономический спад.

Усугубляет ситуацию бездействие правительства. По словам Михаила, «правительство пребывает в состоянии истерики». Спровоцированная им крупная девальвация не привела к экономическому росту. «Экономическая активность падает, заполняемость бизнес-центров падает, а мы понимаем, что это значит, когда малый бизнес закрывает офисы. Это означает, что они перестают платить налоги. Министерство финансов это тоже понимает и, соответственно, увеличивает налоги. В результате тот, кто еще платил налоги, тоже перестает их платить». Михаил считает политику Минфина неадекватной и предлагает свою стратегию восстановления экономики – импортозамещение. Эффективность импортозамещения можно наблюдать на примере финансовой политики Казахстана, где за 5 лет было открыто около 700 новых предприятий. «Если бы мы делали то же самое с той же интенсивностью, мы бы сейчас открывали 700 предприятий в месяц», - утверждает Михаил.

По мнению эксперта, Россия вступила в полосу падающих рынков. При этом принципиально изменяется схема работы. Если на растущих рынках ключевой элемент для любой компании – прибыль, то на падающем рынке это доля рынка. «Дело в том, - объясняет Михаил, - что на падающем рынке действует непреложный экономический закон: количество компаний сокращается быстрее, чем сам рынок. Это значит, что у вас автоматически появляются новые клиенты, если вы выжили. Вы должны бороться за долю рынка». Михаил считает, что удержать и расширить рынок в условиях кризиса можно только за счет грамотного и тщательно продуманного маркетинга.

Дмитрий Левицкий, генеральный Директор компании HURMA Management Group, поделился с участниками конференции опытом «выживания» в кризис. Карьера Дмитрия складывалась в двух областях: розничная торговля и ресторанный бизнес. Дмитрий организовал консалтинговую компанию Retail Training Group, занимающуюся обучением и консультированием работников розничной торговли, а в 2008 году открыл первый бар-ресторан, который впоследствии вырос в целую сеть. 

По мнению Дмитрия, основная проблема российских предпринимателей – неправильный подход к ведению бизнеса. «Мы многие годы привыкали жить в экономической ситуации, когда товар «сам уходит». И вся наша работа с клиентом, сервис, продажи – ничего этого не было. Я работал со многими крупными компаниями, и каждый раз видел, что люди на самом деле занимаются каким-то управлением складами, а не торговлей. Расставили товар, а дальше – ушло или не ушло». Дмитрий уверен, что кризис для предпринимателя – не только проблема, но и новые возможности. «Я всегда на любые кризисы смотрю с большим удовольствием и интересом, потому что знаю, что кого-то «смоет» и верю, что это буду не я». 

В кризисной ситуации покупательская способность падает, и покупатель более тщательно продумывает, куда потратить свои деньги. В этом случае начинаются «ценовые войны»,  появляются скидки, дисконтные карты. По мнению Дмитрия, скидками нерадивые предприниматели пытаются компенсировать некачественный сервис. Это одна из наиболее часто совершаемых ошибок. «С первого дня в своем бизнесе мы не применяли никаких скидочных, дисконтных карт. Это портит бизнес, сжирает до 50% прибыли, и не дает нам возможности зарабатывать». По мнению Дмитрия, гораздо эффективнее делать подарки гостям, это производит неизгладимое впечатление. «Мы очень часто говорим что лояльность - это некая рациональная сфера. Настоящая лояльность - это эмоциональное состояние – «я хочу туда, мне там нравится». 

Немаловажную роль в привлечении клиентов играет сервис. Выиграть конкуренцию можно только в том случае, если каждый сотрудник борется за каждого клиента, по-настоящему понимая свою ответственность. При этом руководитель должен ежедневно своей работой демонстрировать приверженность идее качественного сервиса. Главное правило Дмитрия – «Относитесь к клиентам своего бизнеса так, как вы относитесь к гостям своего собственного дома». Ведь у себя дома каждый умеет быть гостеприимным, при этом оставаясь хозяином положения. 

Еще один важный элемент качественного сервиса – правильный подход к управлению сотрудниками. Дмитрий раскрыл участникам конференции свой секрет эффективного управления, который он называет «менеджмент пионерского лагеря». Суть этого подхода в сочетании жестких законов с ежедневным весельем и приятной рабочей атмосферой. В компании Дмитрия нет карательных или демотивирующих процедур, нет наказаний и штрафов, но при этом есть четкие правила, которым подчиняются все сотрудники. Совет Дмитрия прост: «Станьте работодателем, к которому хочется устроиться на работу!»

Все участники конференции поблагодарили ОАО «Сбербанк России» за прекрасную традицию – собираться и обсуждать самые актуальные темы года.

Евстигнеев Всеволод Владимирович, Заместитель управляющего Головным отделением по Нижегородской области Волго-Вятского банка ОАО "Сбербанк России", выразил уверенность в том, что данная традиция будет продолжаться и в следующем году Турне отметит свой юбилей – 5-летие! До новых встреч!